Работа в офисе после пандемии
В ПОИСКЕ НОВОГО ПУТИ
Ещё в начале 2020 года мы точно знали, что нужно делать и предлагать своему клиенту с точки зрения эстетики и функционала рабочих пространств.
До ситуации с COVID офис представлял собой квинтэссенцию корпоративной культуры компании и контрольных механизмов. У клиента была позиция, что сотрудник, который больше времени проводит на работе, приносит больше пользы своей компании. Таким образом, было важно, чтобы сотрудники приходили непосредственно в офис, где у каждого было своё рабочее место. Офис помогал контролировать работу персонала и способствовал коллаборации – совместной деятельности и общению.
Но случился COVID и даже не столько он сам, сколько локдаун, когда люди обнаружили, что могут работать удалённо. У сотрудников появился опыт удалённой работы и самоорганизации, а у руководителей – опыт управления удалёнными сотрудниками.
С переходом на новую систему работы происходит перестройка сознания клиента с точки зрения, что тот сотрудник, который больше времени проводит в офисе и приносит большую пользу компании, на точку зрения, что тот сотрудник, который больше вовлечён в процесс, даёт наибольший результат.
ДО COVID | ПОСЛЕ |
«Тот кто проводит в офисе больше времени – приносит большую пользу компании» (с) | «Тот кто максимально вовлечён в работу приносит наибольшую пользу компании» (с) |
Основная функция офиса до COVID - организация рабочего процесса. | Задача этапа - определить новую роль офиса после массового внедрения удалённой работы. |
Какие задачи решал офис:
|
Открытия этапа:
|
Естественно, что не все готовы к глобальным изменениям и ведут себя по-разному. Я вижу три стратегии поведения компаний после пандемии:
- Отправляют сотрудников на удалёнку или, наоборот, возвращают всех обратно в офис – впадают в крайность.
- Ничего не предпринимают и замирают в ожидании, что появится вакцина, и все смогут вернуться в офис и работать как раньше – позиция отрицания.
- Стараются во всём разобраться и найти новые пути развития своей компании, полагаясь на помощь специалистов – осознанный подход к проекту.
КАК АРХИТЕКТОР МОЖЕТ ПОМОЧЬ
«Помогите создать новую модель офиса» – наиболее частый запрос, который я слышу от клиентов. Нам как архитекторам, дизайнерам и представителям смежных профессий нужно принять тот факт, что мир изменился, и мы можем быть полезны клиенту только тогда, когда изменимся сами. Соответственно, тот подход к клиенту, который у нас был до пандемии, больше неактуален.
За вынужденный период изоляции у людей сформировались новые привычки. Они стали более самоорганизованными, научились коммуницировать друг с другом удалённо, а большинству понравилось работать дома, и они поняли, что это возможно.
Для формулирования новой модели офиса нам необходимо принять все изменения и перейти от «творчества» к «сотворчеству» – процессу взаимодействия с каждым отдельным клиентом и только в профессиональном с ним диалоге.
До пандемии мы использовали стандартный подход к проектированию и создавали не просто пространство, а целую экосистему, которая будет работать для конкретной компании. При этом вероятность, что клиент получит то, что ему действительно нужно, была 50 на 50.
Почему так происходит?
- У архитектора катастрофически не хватает информации о клиенте. Даже если мы досконально изучим сайт компании, этого будет недостаточно.
- Архитектор представляется свободным гением, который всегда прав.
- Клиент не осознаёт, что ему нужно. Это частично происходит из-за того, что перестройка офиса для заказчика – это то же самое, что сделать ремонт в квартире.
- Потеря информации между этапами создания брифа и дизайн-проекта. Это случается даже тогда, когда все пытаются подойти к проекту очень осознанно, понять все задачи и проанализировать потребности клиента.
Стандартный подход к проектированию
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИЗАЙНУ
Для того, чтобы оправдать ожидания клиента, нам важно осознанно подойти к проектированию офисных пространств. И если есть такая возможность, не искать быстрых решений, а стараться вместе с клиентом проанализировать и понять, какие задачи мы будем решать и какие потребности есть у сотрудников.
Смысл стратегического подхода к дизайну заключается в том, чтобы люди, которые будут работать в созданном нами пространстве, почувствовали его своим.
Полный процесс исследования и проектирования
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для того, чтобы собрать всю необходимую информацию о клиенте и создать для него комфортное во всех отношениях пространство, можно использовать различные методы исследования.
Мне бы хотелось, чтобы в дальнейшем всё это развивалось, и мы понимали, что можем делать целостный проект только совместно с клиентом и в совокупности с дизайном, стратегией и инновациями.
Е. Фадеева