Работа в офисе после пандемии
LAS Mobili
Автор: LAS Mobili Russia

Работа в офисе после пандемии

В ПОИСКЕ НОВОГО ПУТИ

Ещё в начале 2020 года мы точно знали, что нужно делать и предлагать своему клиенту с точки зрения эстетики и функционала рабочих пространств.

До ситуации с COVID офис представлял собой квинтэссенцию корпоративной культуры компании и контрольных механизмов. У клиента была позиция, что сотрудник, который больше времени проводит на работе, приносит больше пользы своей компании. Таким образом, было важно, чтобы сотрудники приходили непосредственно в офис, где у каждого было своё рабочее место. Офис помогал контролировать работу персонала и способствовал коллаборации – совместной деятельности и общению.

Но случился COVID и даже не столько он сам, сколько локдаун, когда люди обнаружили, что могут работать удалённо. У сотрудников появился опыт удалённой работы и самоорганизации, а у руководителей – опыт управления удалёнными сотрудниками.

С переходом на новую систему работы происходит перестройка сознания клиента с точки зрения, что тот сотрудник, который больше времени проводит в офисе и приносит большую пользу компании, на точку зрения, что тот сотрудник, который больше вовлечён в процесс, даёт наибольший результат.

ДО COVID ПОСЛЕ
«Тот кто проводит в офисе больше времени – приносит большую пользу компании» (с) «Тот кто максимально вовлечён в работу приносит наибольшую пользу компании» (с)
Основная функция офиса до COVID - организация рабочего процесса. Задача этапа - определить новую роль офиса после массового внедрения удалённой работы.
Какие задачи решал офис:
  • осуществление непосредственной работы сотрудников;
  • контроль за деятельностью сотрудников;
  • учёт рабочего времени;
  • увеличение возможностей для коллабораций между сотрудниками внутри офиса.
Открытия этапа:
  • сотрудники могут быть эффективными, работая из дома;
  • руководители учатся доверять своим сотрудникам и курировать работу команд удалённо;
  • сотрудники освоили гибкий график работы, совмещение личной и рабочей жизни;
  • работа может осуществляться откуда угодно и когда угодно, фокус руководителей смещается на результат деятельности сотрудников.

Естественно, что не все готовы к глобальным изменениям и ведут себя по-разному. Я вижу три стратегии поведения компаний после пандемии:

  1. Отправляют сотрудников на удалёнку или, наоборот, возвращают всех обратно в офис – впадают в крайность.
  2. Ничего не предпринимают и замирают в ожидании, что появится вакцина, и все смогут вернуться в офис и работать как раньше – позиция отрицания.
  3. Стараются во всём разобраться и найти новые пути развития своей компании, полагаясь на помощь специалистов – осознанный подход к проекту.

КАК АРХИТЕКТОР МОЖЕТ ПОМОЧЬ

«Помогите создать новую модель офиса» – наиболее частый запрос, который я слышу от клиентов. Нам как архитекторам, дизайнерам и представителям смежных профессий нужно принять тот факт, что мир изменился, и мы можем быть полезны клиенту только тогда, когда изменимся сами. Соответственно, тот подход к клиенту, который у нас был до пандемии, больше неактуален.

За вынужденный период изоляции у людей сформировались новые привычки. Они стали более самоорганизованными, научились коммуницировать друг с другом удалённо, а большинству понравилось работать дома, и они поняли, что это возможно.

Для формулирования новой модели офиса нам необходимо принять все изменения и перейти от «творчества» к «сотворчеству» – процессу взаимодействия с каждым отдельным клиентом и только в профессиональном с ним диалоге.

Как будет трансформироваться офис после COVID

До пандемии мы использовали стандартный подход к проектированию и создавали не просто пространство, а целую экосистему, которая будет работать для конкретной компании. При этом вероятность, что клиент получит то, что ему действительно нужно, была 50 на 50.

Почему так происходит?

  1. У архитектора катастрофически не хватает информации о клиенте. Даже если мы досконально изучим сайт компании, этого будет недостаточно.
  2. Архитектор представляется свободным гением, который всегда прав.
  3. Клиент не осознаёт, что ему нужно. Это частично происходит из-за того, что перестройка офиса для заказчика – это то же самое, что сделать ремонт в квартире.
  4. Потеря информации между этапами создания брифа и дизайн-проекта. Это случается даже тогда, когда все пытаются подойти к проекту очень осознанно, понять все задачи и проанализировать потребности клиента.

Стандартный подход к проектированию

Стандартный подход к проектированию

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИЗАЙНУ

Для того, чтобы оправдать ожидания клиента, нам важно осознанно подойти к проектированию офисных пространств. И если есть такая возможность, не искать быстрых решений, а стараться вместе с клиентом проанализировать и понять, какие задачи мы будем решать и какие потребности есть у сотрудников.

Смысл стратегического подхода к дизайну заключается в том, чтобы люди, которые будут работать в созданном нами пространстве, почувствовали его своим.

Полный процесс исследования и проектирования

Полный процесс исследования и проектирования

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для того, чтобы собрать всю необходимую информацию о клиенте и создать для него комфортное во всех отношениях пространство, можно использовать различные методы исследования.

Качественная информация

  • Интервью

    • Интервью с топ-менеджментом
    • Индивидуальные интервью с лидерами мнений
    • Групповые интервью
  • Фокус-группы

  • Креативные сессии

  • Наблюдение

  • Фотофиксация

  • Сбор данных через соц. медиа

Количественная информация

  • Space Utilization Study

    • Исследование фактического использования пространства с помощью сенсорных датчиков by Haworth Analytics
  • On-line опросы

  • Анализ численности сотрудников и прогнозирование роста

Мне бы хотелось, чтобы в дальнейшем всё это развивалось, и мы понимали, что можем делать целостный проект только совместно с клиентом и в совокупности с дизайном, стратегией и инновациями.

Дизайн, стратегия, инновации

Е. Фадеева