Как будет трансформироваться офис после COVID
ФАЗЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОФИСА
Мне кажется, что трансформация офиса будет происходить в две фазы. Это фаза «Небезопасности», когда у людей есть большая вероятность заразиться вирусом и руководство компании сильно озабочено здоровьем сотрудников. И фаза «Социальный офис», когда общество полностью адаптируется к COVID или появится вакцина, которая даст ощущение безопасности, чтобы спокойно ходить на работу.
Фаза «Небезопасности» | Фаза «Социальный офис» | |
Основная задача | Обеспечить безопасность сотрудников | Сформулировать новую роль офиса |
Характеристики | Социальная дистанция и фокус на Health and Safety | Гибкий график, удалённая работа для большинства сотрудников |
Основная задача рабочего пространства | Обеспечение физической дистанции и регулярная дезинфекция помещений | Внедрение Activity based working, Desk sharing |
Экономический фактор | Сокращение штата и площадей, сохранение удалённой работы | Сокращение площади аренды, при расширении функционала пространства |
КАК БУДЕТ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ ОФИС
Если говорить про фазу Небезопасности, то у меня есть несколько предположений, как будет функционировать офис.
1. Возвращение сотрудников будет поэтапным
Это происходит уже сейчас, и компании, которым COVID нестрашен, вернули уже всех сотрудников. Большая часть компаний, особенно крупных, либо практически никого не вернула, либо возвращает людей посменно (т.е. в офисе работает по 20% персонала).
Сотрудники, поэтапно возвращающиеся в офис:
- На первом этапе возвращаются сотрудники, подготавливающие офис к возвращению на работу коллег
- На втором этапе основные департаменты выходят посменно, часть сотрудников остаётся на удалённой работе
- На третьем этапе все сотрудники возвращаются в офис
2. Социальная дистанция
Даже когда пандемия пойдёт на спад, всем нам ещё какое-то время придётся соблюдать социальную дистанцию в 1,5–2 м друг от друга, шахматный порядок рассадки, а также пользоваться масками, антисептиками, защитными настольными экранами и т.д.
Что нас ждёт:
- 6-feet rule
- Шахматная рассадка сотрудников
- Отказ от зон общего пользования
- Системы удалённого бронирования рабочих мест и переговорных с возможностью трекинга «чистых» мест
- Система навигации для рассредоточения человекопотока
3. Дезинфекция и гигиена
Эта тема всегда актуальна. Компании должны позаботиться о средствах индивидуальной защиты и гигиены и обеспечить комфортные рабочие условия с помощью бесконтактных технологий, таких как Face ID, бронирование переговорной комнаты с любого доступного устройства, а также приборов, определяющих уровень кислорода и температуру тела.
- Обработка зон общего пользования
- Измерение температуры и уровня кислорода
- Санитайзеры на рабочих столах
- Бесконтактные гаджеты
- Приспособления для нажатия кнопок и открытия дверей
- Автоматизированные системы очистки воздуха и тд.
НОВАЯ МОДЕЛЬ ОФИСА
Когда мы полностью адаптируемся к COVID, нам необходимо научиться рассматривать рабочее пространство не только как физическое, но и как ментальное и Digital-пространство, где будет происходить большое количество коммуникаций.
Вместе с тем, что мы понимаем под рабочим пространством, нам также важно понять новую роль офисов и как, в зависимости от сформировавшихся во время удалённой работы привычек, изменятся наши рабочие процессы.
Что изменилось?
- Люди хотят больше мобильности и гибкости
- Сформировались новые привычки
- Повышение навыков самоорганизации
- Необходимо изменение модели управления сотрудниками
- Удержание сотрудников при гибком графике и удалённой работе
Новая модель офисов сформирует новые форматы работы. Более популярным станет формат Activity based working, при использовании которого мы создаём офисный ландшафт, исходя из функций сотрудников, и выстраиваем логический путь так, чтобы человек внутри этого офиса передвигался и пользовался этими функциями. Это могут быть различные переговорные, телефонные будки, кабинки для концентрированной работы или зоны для коллективного общения и обсуждения задач.
Что рекомендуется
- Внедрение возможности home-офиса для сотрудников.
- Осваивание новых методов работы – Agile, Activity based working.
- Mobility based working – новый подход к планированию рабочих пространств
Трансформация офисов будет происходить по одному из двух сценариев, которые отличаются сроками реализации, методами, режимами и финансовыми затратами.
Фаза «Небезопасности» | Фаза «Социальный офис» | |
Сроки | Краткосрочная перспектива – 1-2 года | Средне- и долгосрочная перспектива – от 5 лет |
Методы | Локальная трансформация | Глобальный пересмотр роли офиса |
Экономический фактор | Небольшие финансовые вложения | Многомиллионные бюджеты |
Режим | Режим выживания | Режим трансформации |
Для того чтобы найти уникальные решения для каждого клиента, очень важно выстраивать диалог с заказчиком, осваивать новые навыки общения и процесса совместного творчества, изучать международный опыт, где подобный стиль работы действует на протяжении 10-15 лет, проводить исследования и создавать стратегию развития пространства вместе с клиентом.
Е. Фадеева