Как будет трансформироваться офис после COVID
LAS Mobili
Автор: LAS Mobili Russia

Как будет трансформироваться офис после COVID

Как будет трансформироваться офис после COVID

ФАЗЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОФИСА

Мне кажется, что трансформация офиса будет происходить в две фазы. Это фаза «Небезопасности», когда у людей есть большая вероятность заразиться вирусом и руководство компании сильно озабочено здоровьем сотрудников. И фаза «Социальный офис», когда общество полностью адаптируется к COVID или появится вакцина, которая даст ощущение безопасности, чтобы спокойно ходить на работу.

Фаза «Небезопасности» Фаза «Социальный офис»
Основная задача Обеспечить безопасность сотрудников Сформулировать новую роль офиса
Характеристики Социальная дистанция и фокус на Health and Safety Гибкий график, удалённая работа для большинства сотрудников
Основная задача рабочего пространства Обеспечение физической дистанции и регулярная дезинфекция помещений Внедрение Activity based working, Desk sharing
Экономический фактор Сокращение штата и площадей, сохранение удалённой работы Сокращение площади аренды, при расширении функционала пространства

КАК БУДЕТ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ ОФИС

Если говорить про фазу Небезопасности, то у меня есть несколько предположений, как будет функционировать офис.

1. Возвращение сотрудников будет поэтапным

Это происходит уже сейчас, и компании, которым COVID нестрашен, вернули уже всех сотрудников. Большая часть компаний, особенно крупных, либо практически никого не вернула, либо возвращает людей посменно (т.е. в офисе работает по 20% персонала).

Сотрудники, поэтапно возвращающиеся в офис:

  • На первом этапе возвращаются сотрудники, подготавливающие офис к возвращению на работу коллег
  • На втором этапе основные департаменты выходят посменно, часть сотрудников остаётся на удалённой работе
  • На третьем этапе все сотрудники возвращаются в офис

Офис после COVID - поэтапное возвращение сотрудников

2. Социальная дистанция

Даже когда пандемия пойдёт на спад, всем нам ещё какое-то время придётся соблюдать социальную дистанцию в 1,5–2 м друг от друга, шахматный порядок рассадки, а также пользоваться масками, антисептиками, защитными настольными экранами и т.д.

Что нас ждёт:

  • 6-feet rule
  • Шахматная рассадка сотрудников
  • Отказ от зон общего пользования
  • Системы удалённого бронирования рабочих мест и переговорных с возможностью трекинга «чистых» мест
  • Система навигации для рассредоточения человекопотока

Офис после COVID - Социальная дистанция

3. Дезинфекция и гигиена

Эта тема всегда актуальна. Компании должны позаботиться о средствах индивидуальной защиты и гигиены и обеспечить комфортные рабочие условия с помощью бесконтактных технологий, таких как Face ID, бронирование переговорной комнаты с любого доступного устройства, а также приборов, определяющих уровень кислорода и температуру тела.

  • Обработка зон общего пользования
  • Измерение температуры и уровня кислорода
  • Санитайзеры на рабочих столах
  • Бесконтактные гаджеты
  • Приспособления для нажатия кнопок и открытия дверей
  • Автоматизированные системы очистки воздуха и тд.

Офис после COVID - Дезинфекция и гигиена

НОВАЯ МОДЕЛЬ ОФИСА

Когда мы полностью адаптируемся к COVID, нам необходимо научиться рассматривать рабочее пространство не только как физическое, но и как ментальное и Digital-пространство, где будет происходить большое количество коммуникаций.

Офис после COVID - Что мы понимаем под рабочим пространством

Вместе с тем, что мы понимаем под рабочим пространством, нам также важно понять новую роль офисов и как, в зависимости от сформировавшихся во время удалённой работы привычек, изменятся наши рабочие процессы.

Что изменилось?

  • Люди хотят больше мобильности и гибкости
  • Сформировались новые привычки
  • Повышение навыков самоорганизации
  • Необходимо изменение модели управления сотрудниками
  • Удержание сотрудников при гибком графике и удалённой работе

Офис после COVID - Новая модель офиса

Новая модель офисов сформирует новые форматы работы. Более популярным станет формат Activity based working, при использовании которого мы создаём офисный ландшафт, исходя из функций сотрудников, и выстраиваем логический путь так, чтобы человек внутри этого офиса передвигался и пользовался этими функциями. Это могут быть различные переговорные, телефонные будки, кабинки для концентрированной работы или зоны для коллективного общения и обсуждения задач.

Офис после COVID - Activity based working

Что рекомендуется

  • Внедрение возможности home-офиса для сотрудников.
  • Осваивание новых методов работы – Agile, Activity based working.
  • Mobility based working – новый подход к планированию рабочих пространств

Трансформация офисов будет происходить по одному из двух сценариев, которые отличаются сроками реализации, методами, режимами и финансовыми затратами.

Фаза «Небезопасности» Фаза «Социальный офис»
Сроки Краткосрочная перспектива – 1-2 года Средне- и долгосрочная перспектива – от 5 лет
Методы Локальная трансформация Глобальный пересмотр роли офиса
Экономический фактор Небольшие финансовые вложения Многомиллионные бюджеты
Режим Режим выживания Режим трансформации

Для того чтобы найти уникальные решения для каждого клиента, очень важно выстраивать диалог с заказчиком, осваивать новые навыки общения и процесса совместного творчества, изучать международный опыт, где подобный стиль работы действует на протяжении 10-15 лет, проводить исследования и создавать стратегию развития пространства вместе с клиентом.

Е. Фадеева