Как удобный офис отражается на бизнес-показателях
Опыт известных компаний с мировым именем
Шон Ачор – достаточно известный исследователь, являющийся идейным вдохновителем движения позитивной психологии. Он проповедует свои идеи и соображения, касающиеся счастья, в том числе и с трибун Гарварда. Там его курс про счастье стал одним из самых посещаемых. Его новая книга «Преимущества счастья» содержит информацию о том, какие существуют методы увеличения уровня оптимизма на рабочем месте. Интересный предмет исследования, но насколько он важен для самих компаний?
Цифровые показатели счастья
Как правило, термин «счастье» сложно использовать в контексте делового общения по причине его некоторой несерьезности. По крайней мере, так полагает вице-президент по кадрам Adobe Systems Донна Моррис. Однако ее мнение несколько изменилось после того, как она пригласила Ачора для проведения лекции для руководства Adobe о позитивной психологии. Моррис, как и другие представители компании, убедилась в том, что есть объективные показатели, указывающие на уровень счастья работников, который влияет на производительность.
Результаты исследований Ачора свидетельствуют о том, что сотрудники-оптимисты обгоняют своих коллег-пессимистов по объемам продаж. Полученные цифры очень наглядно описывают ситуацию: эффективность работы оптимистов выше на 37 процентов, а затраты на их медицинское обслуживание меньше на 30 процентов. Эти цифры не зависят от сферы деятельности и профессии. То есть подобные показатели можно выявить в любой области.
Ачор уверен, что оптимизм – это залог успешного развития самого сотрудника и той компании, в которой он трудится. Однако исследователь с сожалением отмечает, что далеко не каждая компания готова тратить средства и время на обеспечение комфортного психологического климата для своих работников.
Что, по мнению Ачора, необходимо для того, чтобы сделать сотрудников счастливыми?
Социальные связи
Исследование социальных связей и привычек 3 тысяч сотрудников IBM показало, что те работники, которые имеют более широкое социальное окружение, могут похвалиться большей производительностью, выражающейся в получении конкретной прибыли. Результаты исследования, представленные конкретными цифрами, стали основанием для того, чтобы IBM разработала и внедрила программу, которая нацелена на формирование большего количества социальных связей между сотрудниками. Важно было познакомить тех работников, которые не соприкасались между собой в рамках выполнения своей работы.
Удобный со всех точек зрения офис
Необходимость оборудования действительно комфортного офиса подтверждает Стейси Салливан, директор по культуре компании Google. Она разработала не одну программу стимулирования работников, поэтому ее мнение очень важно. По ее предположению, создание более благоприятной рабочей среды – залог привлечения наиболее заинтересованных работников, а также увеличения удовлетворения, поучаемого от проделанной работы.
Стейси начала работать в Google, когда в штате ныне известной компании работало всего 50 человек. С тех пор прошло 11 лет, и за это время количество сотрудников увеличилось до 23 000 человек. Салливан полагает, что такое увеличение штата стало возможным именно за счет осуществления грамотного менеджмента, который, кстати, и является залогом создания передовых продуктов.
В компании существуют такие методы стимулирования, как полноценное медицинское обслуживание, обслуживание автомобиля сотрудника (замена ГСМ и химчистка), предоставление бесплатных завтраков, обедов и ужинов и пр. Предоставление подобных благ позволяет работнику выстраивать грамотный баланс между решением своих личных задач и задач, поставленных руководством. К тому же, совместные приемы пищи в кафе способствуют укреплению социальных связей и предоставляют дополнительную платформу для обмена мнениями по тому или иному вопросу.
Счастье сотрудников заботит не только руководство компании Google, но и начальство швейцарского офиса UBS, которое позаботилось об оборудовании для своих сотрудников комнаты сна. Она может быть использована по назначению в течение рабочего дня, если это необходимо работнику для восстановления работоспособности. Американский офис этой компании заботится о расслаблении своих сотрудников, привозя для них в конце недели бесплатное пиво, которое способствует неформальному общению.
Pepsi тоже делает все возможное для того, чтобы осчастливить своих работников. Для более тесного общения с природой им, например, предлагаются земельные участки, где они могут заниматься садоводством. Кроме того, для этой цели постоянно планируются прогулки по окрестностям, на свежем воздухе.
Adobe предоставляет своим работникам возможность заниматься фитнесом, для чего оборудовала специальное помещение в офисном центре. Там же предусмотрены и различные помещения для игр. Кроме этого, разработана целая программа поддержки клубов (более 80 штук), куда ходят сотрудники в зависимости от их интересов. Политика компании проста: если человек счастлив в личной жизни, он переносит это состояние и в рабочую среду, а это является залогом увеличения производительности труда.
Все гениальное – просто
Некоторые «стратегии счастья» не подразумевают огромных бюджетных затрат. Например, сотрудники Google собираются каждую пятницу с целью отметить важные достижения, обменяться мнениями насчет проделанной работы, обсудить все важное, что произошло в течение прошедшей недели. В подобных встречах участвуют и руководство, и рядовые сотрудники.
Когда стало ясным, что некоторые работники интересуются проектами, которые не предусмотрены их должностными обязанностями, руководство Google разработало и внедрило программу, которая предусматривает возможность тратить 20% своего рабочего времени на любой проект по выбору. Подобные меры делают сотрудников более счастливыми в рамках собственной деятельности и являются толчком для создания востребованных продуктов.
Ачор рекомендует делать своих сотрудников более счастливыми, используя и более простые методы. Например, можно сменить офисную мебель для персонала, сделать рабочее пространство более живым, используя другой цвет для отделки стен и картины. Дополнительно можно создать зоны отдыха прямо в офисе или около него. Это будет способствовать более тесному общению сотрудников.